Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Система воспитания "Человек в большом городе"

Мищенко Ольга Анатольевна
При планировании воспитательной работы ставится цель: заложить основы социальной ориентации младших школьников, которые позволят сформировать у учащихся нравственные ценностные ориентиры, мотивы нравственного поведения, опыт самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, способствовать развитию творчества и самовыражения учащихся.
Задачи воспитательной работы:
Создание условий для самовыражения и самоутверждения каждого внутри коллектива и за его пределами;
Развитие инициативы и творчества;
 Формирование активной гражданской позиции;
Воспитание трудолюбия и бережного отношения к труду других людей;
Построение отношений дружбы и заботы друг о друге;
Формирование основ здорового образа жизни.
Самыми важными требованиями, предъявляемыми к системе работы стали:
  • возможности применения коллективной (вместе с детьми) разработки, коллективного планирования, коллективного про­ведения и анализа результатов;
  • ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела);
  • конструктивное межличностное (межклассное и межвозрастное) взаимодей­ствие обучающихся, а также их социальная активность; 
Главная особенность в данной системе работы является  то, что дети - полноправные организаторы мероприятий: от идеи до реализации. Сроки и условия реализации данной системы работы - 5 лет, так как она рассчитана на участие ребят с 1-го по 4-й класс, и дополнительный 5-й год - мои выпускники, которые привлекаются к работе параллельно с новым набором первоклассников. Здесь можно отметить, что 5-ю годами данная система может не ограничиваться и при желании старших детей такая работа может быть продолжена в содружестве с воспитательной работой классного руководителя моих выпускников - учащихся второй ступени обучения.
Система работы «Человек в большом городе» базируется на четырех уровнях условного взаимодействия младшего школьника с окружающим миром: семья, школа, город, страна. В связи с этим все занятия или мероприятия могут быть отнесены к одному из уровней такого взаимодействия и надо стараться использовать каждый из них для каждой темы:
1.Человек в семье;    2.Человек в школе;   3.Человек в городе;   4.Человек в стране.
В качестве основы планирования была разработана «Циклограмма мероприятий», которая применима в течение всего периода (4 года+) реализации воспитательной работы. Все мероприятия распределены на несколько блоков: праздники, события (исторической памяти), практикумы, акции, экскурсии и выезды, конкурсы и олимпиады. Для удобства планирования конкретных мероприятий данный список представляется уже помесячно.
ЦИКЛОГРАММА
  мероприятие сроки цикличность
  ПРАЗДНИКИ
1 Посвящение в ученики октябрь, 1кл / 5 класс
2 День именинника осень, весна 2р/г
3 Мамин день ноябрь 1р/г
4 День рождения школы декабрь 1р/г
5 «Дед Мороз и все, все,все…» декабрь 1р/г
6 «Парни, выходи строиться…» февраль 1р/г
7 Бал цветов 8-го марта март 1р/г
8 Широкая масленица февраль-март 1р/г
9 Прощание с Букварём апрель 1 класс
10 Прощание с начальной школой май 4 класс
11 Весёлые старты По плану учителя 2р/г
  СОБЫТИЯ (исторической памяти)
       
1 «Когда мы едины…» ноябрь 1р/г
2 «900 дней мужества» январь 1р/г
3 Гагаринский урок апрель 1р/г
4 «Победный май, великий май…» май 1р/г
  ПРАКТИКУМЫ
1 «Компас» нравственности Сентябрь-октябрь 1 класс
2 Что мы знаем о толерантности… ноябрь 1 р/г
3 Основной закон государства декабрь 1р/г
4 День книгодарения февраль 1р/г
5 «Живой» уголок По плану учителя любая
6 Личная безопасность По плану учителя любая
7 «Цветной» день По плану учителя любая
8 В стране Читалии По плану учителя любая
9 Урок самоуправления Последний день четверти 3,4,5 класс
10 Родительский урок По плану учителя 1-2 р/г
11 Фестиваль  «Вместе ярче» В течение года любая
  АКЦИИ
1 Акция по сбору макулатуры По плану школы 1р/г
2 Акция по сбору батареек По плану школы 1р/г
3 Акция «Друзья птиц» зима 1р/г
4 Акция «Подари ребёнку праздник» декабрь 1р/г
5 Акция «Неделя добрых дел» апрель 1р/г
6 Акция «Зеленый десант» В течение года любая
КОНКУРСЫ
1 Конкурс чтецов осень, зима 3р/г
2 Предметные олимпиады Осень, зима любая
3 Экологические командные игры В течение года 3р/г
4 Творческие и проектные конкурсы В течение года 3 р/г
5 Конкурсы научно-исследовательских и проектных работ Зима, весна 2р/г
ЭКСКУРСИИ
1 Квесты на открытом воздухе Осень, весна 2-4 р/г
2 Интерактивные музейные занятия В течение года любая
3 Посещение музейных экспозиций В течение года любая
4 Выезды на целый день В течение года 1-2 р/г
 
Концепция работы («воспитание без принуждения») обуславливает выбор форм и методов ее реализации: от бесед и праздников до создания групповых проектов и научно-исследовательских работ.  Ни одна тематическая подборка не закреплена за какой-то определенной формой ее проведения. Выбор формы осуществляется в процессе подготовки конкретного мероприятия с учетом возрастных особенностей детей. Причем каждая тема условно может быть представлена не одним, а несколькими событиями.
Главным преимуществом своей работы считаю системно-деятельностный подход к освещению каждой темы.
Для примера возьмем некоторые темы из Циклограммы и проследим в какой последовательности может быть выстроена работа.
 «В стране Читалии»  
Цель: познакомить учащихся с примерами нравственного поведения через восприятие текстов художественной литературы; обогатить читательский опыт; повысить уровень читательской культуры; раскрыть духовно-нравственный потенциал учащихся; формировать коммуникативную культуру учащихся; работать над воспитанием гражданского самосознания;.
1. Мотивирующая беседа - для прочтения произведений какой-то тематики или автора (уровень взаимодействия – семья);
2. Посещение библиотеки и нравственно-этическая беседа на основе прочитанного;
3. Викторина, интеллектуальная игра в зависимости от возраста учащихся (уровень взаимодействия – школа);
4. Участие в школьной читательской конференции своей ступени (уровень – семья, школа);
5. День книгодарения – (уровень взаимодействия – школа);
6. Театральный проект или участие в конкурсе чтецов (уровень взаимодействия – город);
7. Квест, экскурсия, акция по сбору макулатуры (уровень взаимодействия – страна).
 «Цветные» дни
  • привлечь внимание учащихся к той или иной проблеме, событию, знаменательной дате, дать возможность ощутить себя причастными к знаковым событиям общества; содействовать формированию экологического сознания, природосообразного поведения и творческой инициативы; мотивировать задуматься о причинах возникновения и способах решения тех или иных проблем, вопросов (тематических); формировать коммуникативную культуру учащихся.
  «Цветные дни» связаны с какими-то событиями в жизни города, страны или мира. Это выражается в том, что в определенный день в школу можно прийти с небольшим дополнением школьной формы одежды в соответствии с цветом мероприятия: в День признаний – разрешается надеть атрибут красного цвета; в дни связанные с проблемами экологии (сохранения флоры и фауны) – атрибут синего (вода), либо зеленого (флора и фауна) цвета; исторические события можем поддержать цветами-символами конкретных дат. Мы заранее договариваемся с детьми о цветах и формах. Я стремлюсь к тому, чтобы дети сами предлагали ассоциативный цвет или тот атрибут, который был бы уместен в этом случае.
1. Мотивирующая беседа – постановка существующей проблемы, погружение в её суть, мотивация поиска информации по ней (уровень взаимодействия – семья);
2. Экологический урок на основе найденной информации (чем старше дети, тем выше степень их участия в подготовке и проведении такого урока) (уровень взаимодействия – школа);
3. Викторина, интеллектуальная игра в зависимости от возраста учащихся (уровень взаимодействия – школа);
4. Участие в олимпиаде, командной игре – очные в районе или городе своей ступени (уровень взаимодействия – город),
5. Эксперимент и участие в конкурсе научно-исследовательских работ (уровень – город),
6. Квест, экскурсия, фестиваль «Вместе ярче!», акция «День птиц», акция по сбору батареек и т.д. (уровень взаимодействия – страна).
И даже праздники, такие как Новый год, День Защитника Отечества, Масленица не просто празднуются в классе, а наравне с другими темами, представлены системой работы на всех уровнях взаимодействия. Ведь у каждого праздника есть своя история, традиции, персонажи, изучая которые дети получают ориентиры нравственного поведения.
«Мамин день»
Цель: воспитывать уважение к семье, любовь к матери, чувство благодарности за её заботу и любовь; познакомить учащихся с примерами нравственного поведения; способствовать гармонизации детско-родительских отношений; созданию положительной психологической атмосферы в школе, создать условия для раскрытия творческих способностей уч-ся; формировать коммуникативную культуру учащихся; развивать у детей чувство ответственности за себя, за окружающих; распространять позитивные идеи добровольного служения обществу. 
1. Мотивирующая беседа - «Кого мы называем мамой? Всегда ли это должна быть биологическая мама? Как люди относятся к своим мамам?» (уровень взаимодействия – семья);
2. Совместный просмотр фильма или чтение учителем произведения на заданную тему и нравственно-этическая беседа на основе прочитанного (уровень взаимодействия – школа);
3. Мастер-класс «Подарок маме» (реализуют пятиклассники) (уровень – школа);
4. Участие в школьном концерте для мам (уровень взаимодействия – школа);
5. Театральный проект или участие в конкурсе чтецов (уровень – город);
6. Проектно-исследовательская работа «Моя мама» в зависимости от возраста учащихся (включает анкету, интервью с мамой, рисунки, сочинения, сюрприз для мамы) (уровень взаимодействия – семья);
7. Акция «Неделя добрых дел» (уровень взаимодействия – страна).
Результаты: вследствие такой последовательной работы, ребята получают и глубокое понимание рассматриваемого вопроса, и личностное развитие на основе нравственных ориентиров, и возможность проявить себя на любом из уровней взаимодействия. Каждый ученик получает внимание педагога в процессе индивидуальной подготовки к мероприятиям, у них есть возможность получить колоссальный опыт самовыражения и самоанализа. Творческий педагог может увеличить степень достижения планируемых результатов на всех уровнях взаимодействия при наличии интереса и проявления инициативы со стороны учащихся. Дети очень быстро почувствуют эти возможности и будут стремиться сотрудничать активнее. Таким образом возрастает доля самостоятельности, свобода самовыражения и к четвертому классу подготовку 50 % мероприятий дети уже готовы полностью взять на себя. Учителю остается только консультировать, направлять и дополнять ребят при необходимости.
При использовании описанной программы воспитательной работы необходимо предусмотреть следующие шаги:
1. Чётко осознать цели, задачи, требования, предъявляемые к работе классного руководителя на данном этапе. Они вполне могут совпадать с представленными, достаточно их несколько скорректировать под конкретный класс.
2. При составлении планирования, поработать сначала с Циклограммой мероприятий и прикинуть для себя такое количество комплексов мероприятий, организацию и проведение которых педагог сможет обеспечить на высоком уровне.
3.Оставить за учащимися выбор формы проведения тех мероприятий, которые возможно видоизменять.
4. Составить план мероприятий на каждый месяц.
5.Описать для себя сроки и необходимые условия всех этапов работы над мероприятием.
6.В процессе работы стремиться по возможности делегировать учащимся свои полномочия по организации и проведению мероприятий в той части, где вы уверены в их силах. Чётко объяснять цели, условия и сроки, но ни в коем случае не регулировать то содержание, которое они хотели бы вложить в свою работу. Не ограничивать творчество своих помощников.
7.Учитывать интересы разных групп детей и привлекать к
8. Контролировать подготовку, проводить консультации, оказывать помощь и всегда иметь запасные варианты, если что-то пойдёт не по плану.
9. Не боятся работать с родителями: советоваться с ними, просить их о помощи и привлекать к участию в воспитательной работе класса. Они – первые помощники ребёнка и учителя.
10. Проводить аналитический этап вместе с учащимся на позитивной ноте, но учитывать, что похвала от проделанной работы должна использоваться по возрасту и по нарастающей.
11. Мотивировать детей к самооцениванию с позиции конструктивизма. Рассматривать обратную связь как отправную точку для следующего этапа работы. Главное преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с вами», а не «я по другую сторону, я лучше знаю».
12. При реализации данной воспитательной системы педагог должен быть внутренне готов к тому, что он должен являться нравственным идеалом и примером для своих учащихся в проявлении творчества, инициативы, трудолюбия, взаимоподдержки и взаимопомощи, уметь «зажечь» детей вдохновением и стремлением к самосовершенствованию.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»